Агитсамолет «Максим Горький»
Интересные факты о воздушном «Титанике»
«Максим Горький» стал первым краудфандинговым проектом в СССР
С идеей построить самый большой в мире самолёт и назвать его в честь пролетарского писателя Максима Горького, отмечавшего тогда 40-летие литературной деятельности, выступил в октябре 1931 года писатель Михаил Кольцов. Советский народ откликнулся на призывы, прозвучавшие по радио и со страниц газеты «Правда». За несколько месяцев удалось собрать 6 млн рублей. В то время вся страна была страстно увлечена авиационной темой. Лётчики-рекордсмены становились народными героями, а развитие отечественной авиации шло семимильными шагами.
«Максима Горького» построили для пропаганды культуры
«Максим Горький» был построен на Воронежском авиационном заводе с агитационными целями. Своей мощью он должен был олицетворять культуру строящегося советского государства. Целый год он успешно выполнял свою функцию.
На «Максиме Горьком» был установлен первый отечественный автопилот
Работой по созданию АНТ-20 руководил Андрей Туполев. Конструкторы стремились создать сенсацию, как когда-то проектировщики «Титаника». Были использованы многие авиационные новинки и учтены особые пожелания. Несмотря на внушительные размеры самолёта, им было легко управлять. Благодаря большой площади крыла «Максим Горький» мог взлететь даже с небольшой взлётной полосы. Это было необходимо, поскольку планировалось, что агитсамолёт будет летать в разные концы СССР.
«Максим Горький» был оборудован как бизнесджет
Агитсамолёт хоть и был создан на базе бомбардировщика, отличался большим комфортом. На борту были установлены мягкие кресла, оборудован буфет, библиотека, рубка радиста, многоканальный телефон, минитипография и фотолаборатория, несколько гардеробных комнат и санузлов и даже спальные купе. Площадь внутренних помещений – 100 кв. метров. Участники агитбригады могли комфортно жить и работать прямо на борту авиалайнера. По уровню комфорта самолёт «Максим Горький» не отличался от современных бизнесджетов.
На «Максиме Горьком» летал Антуан де Сент-Экзюпери
Самолёт был построен 3 апреля 1934 года, 24 апреля машина была принята комиссий, а уже 19 июня самолёт «Максим Горький» участвовал в параде в честь челюскинцев на Красной площади.
В этот полёт взяли иностранных журналистов, среди которых был автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери. Французский лётчик был поражён новым самолётом и его возможностями. Немало тёплых слов заслужил самолёт и от лётчиков-испытателей.
Как произошла катастрофа
Самолёт «Максим Горький» просуществовал чуть более года. В мае 1935 года его должны были передать агитэскадрилье. 18 мая он отправился в свой последний полёт. На борту находились создатели агитсамолёта и члены их семей. Как мы знаем, в первый и последний рейс «Титаника» легендарный морской лайнер тоже сопровождали его создатели, разделившие его судьбу…
В роковой день самолёт экскортировали два истребителя И-5. На одном из них была установлена аппаратура для видеосъёмки, а второй должен был создавать движение в кадре и подчёркивать размеры «Максима Горького». Рядом с агитсамолётом И-5 смотрелся как воробей, летящий с орлом.
Пилот истребителя Николай Благин во время фигуры высшего пилотажа не справился с управлением и протаранил крыло «Максима Горького». Специалисты говорят, что с такими повреждениями опытные пилоты, которые были у штурвала, дотянули бы до аэродрома, но хвостовая часть истребителя оторвалась и повредила управление агитсамолёта. «Максим Горький» ушёл в крен и начал разваливаться в воздухе. Обломки упали в районе посёлка художников. По счастливой случайности на земле никто из людей не пострадал. Но погибли 11 членов экипажа и 36 пассажиров, среди которых было 6 детей.
Катастрофа в небе над Соколом стала крупнейшей авиакатастрофой в мире. Её жертв похоронили с государственными почестями на Новодевичьем кладбище. В одном колумбарии установили урны с останками всех погибших, в том числе и пилота Благина. На мемориальной доске высечены слова из заметки ТАСС, рассказывающие историю гибели самолёта.
Истинные виновники трагедии
Долгое время считалось, что виновником катастрофы был легкомысленный лётчик Николай Благин, который якобы нарушил запрет руководства, когда начал показывать фигуры высшего пилотажа. Только в 2010 году из рассекреченной докладной записки главы НКВД Генриха Ягоды стало известно, что за 1,5 часа до вылета Благин получил приказ от начальства. По настоянию работников кинофабрики военно-учебных фильмов В. Г. Ряжского и А. А. Пуллина высшее руководство ВВС для пущего эффекта в кадре санкционировало выполнение фигур высшего пилотажа в непосредственной близости от самолёта-гиганта.
Ряжского и Пуллина впоследствии арестовали и осудили, но однажды озвученную официальную версию менять не стали. Киносъёмка, которая велась во время последнего полёта «Максима Горького», исчезла. Возможно, она находится в засекреченных документах или уничтожена.
Существует ещё одна версия, будто приказ об исполнении фигур высшего пилотажа исходил от самого Сталина. Незадолго до крушения «Максима Горького» вождю народов показывали зарубежную кинохронику с авиатрюками. Не исключено, что тогда возникла идея создать советское видео с флагманом отечественной авиации, обернувшаяся крупнейшей на тот момент авиакатастрофой.
Наталия Кулышева