Московский метрополитен, станция «Сокол». Фото: Florstein (WikiPhotoSpace), wikimedia.org
От деревни до промышленного центра
В 1930-е годы нынешний район Сокол фактически ещё был деревней. Но спустя 20 лет местный пассажиропоток уже бил рекорды всегда многолюдной «Комсомольской». В 1954 году зафиксировали проход 124 тысяч человек в сутки (для сравнения: в наши дни станцией «Сокол» пользуется в среднем 82 тысячи человек в сутки). А всё потому, что к этому времени в районе появилось много предприятий оборонного значения.
Уникальная архитектура
Лестница на станции «Сокол». 12 апреля 1947 год. Фото: В. Савостьянов, Л. Великжанин, wikipedia.org
Архитекторы станции «Сокол» – братья Юрий и Константин Яковлевы – выбрали оригинальное решение для оформления небольшого по меркам метро перронного зала. В московской подземке нет двухпролётных колонных станций. Обычно строят либо трёхпролётные (два тоннеля для прохода поездов, а один для перронного зала), либо двухпролётные, но с глухой стеной между путями. «Сокол» – исключение.
Станция метро «Сокол» в 1938 году. Москва. Фото: wikimedia.org
Перрон станции «Сокол». Снимок сделан между 1940–1945 годами. Фото: oldmos.ru
Из-за маленькой ширины платформы – всего 8 метров – колонны здесь не просто украшают зал и служат спинками для лавочек, а держат свод станции. Массивные у основания, колонны кверху расширяются, превращая пролёты между опорами в купола. Когда-то здесь были установлены светильники, скрытые прозрачным ониксом, благодаря чему платформа освещалась ровным мягким светом. Но исторические светильники не отвечали современным требованиям к уровню освещения, поэтому их заменили.
В отделке станции также есть много примечательного. Например, стены вестибюля выложены необычной мозаикой. Это следствие рачительного отношения к ценным породам камня. Строители делали фанерную рамку, заливали цемент и укладывали мозаику из осколков, которую обрамляли уже специально вырезанными ровными кусками камня. Полученными плитами выложили стены.
Панно из белого мрамора на путевой стене станции «Сокол», современное фото из открытых источников. Фото: oldmos.ru
Обращают на себя внимание большие пустые мраморные рамы на перронных стенах станции. Есть мнение, что тут планировали разместить цитаты из сталинской конституции, но почему-то от этой затеи отказались. А более достойного заполнения так и не нашли.
В 30-е годы метростроевцы не предполагали, что станция «Сокол» будет очень востребована, поэтому построили всего один выход в центре зала и один вестибюль. Со временем пришлось достраивать второй вход и выход на обе стороны Ленинградки.
Восточный вестибюль станции метро «Сокол», 1938 год. Фотограф: Э. Евзерихин. Фото: oldmos.ru
Ворота для поездов
Станция «Сокол» – главный въезд в метро для всех его новых поездов. Вагоны производят на заводе в Мытищах, откуда они своим ходом по железной дороге доезжают до Сокола.
К слову, депо «Сокол» – одно из старейших в Московском метрополитене, старше только «Северное».
Часы над перроном станции метро «Сокол». Снимок сделан в 1940 году. Фото: oldmos.ru
Прежде чем выйти на постоянную работу в метро, поезда проходят тщательную проверку в депо «Сокол» и совершают несколько «холостых» рейсов. Только после этого новые вагоны отправляются в депо различных веток.
В отличие от трамваев и автобусов, метропоезда в депо заходят не на ночёвку, а на ТО и уборку. За сутки каждый состав хотя бы раз должен отметиться в депо.
Контролёры на входе станции «Сокол», 1938 год. Фотограф: Н. С. Грановский. Фото: oldmos.ru
Мифы московского метро: призраки на Соколе
Не каждая станция может похвастаться своими привидениями. Многие припозднившиеся пассажиры уверяют, что видели в тоннеле рядом со станцией «Сокол» девушку в белом. Призраку даже дали имя: Наташа. По легенде, девушка была похоронена на кладбище у церкви, но, когда строили метро, её могилу разорили, вот и бродит она под землёй несчастная и неприкаянная.
Ещё один призрак станции – Чёрный машинист. Городская легенда гласит, что когда-то машинист спас пассажиров во время пожара, а сам погиб. Вину за происшедшее свалили на него, поэтому он теперь тревожит живых своими появлениями в тщетном стремлении добиться справедливости. Впрочем, нынешние машинисты его не боятся. Напротив, уверяют, что он помогает им в работе.