Конка, конка, догони цыплёнка
Трамваи на конной тяге появились в Москве в 1872 году. Конка стала, по сути, первым общественным транспортом столицы. Красивые вагоны бельгийского производства могли перевозить до 10 человек одновременно. За год существования конный трамвай обслужил 8 млн пассажиров, и это при населении столицы в 350 тысяч человек.
Однако скорость конного трамвая была всего 8 км/ч – немногим больше скорости пешехода. Москвичи по этому поводу шутили: «Конка, конка, догони цыплёнка!». А экономический подъём диктовал свои условия. В столице строились заводы и фабрики, город расширялся, общественного транспорта не хватало. Медлительная конка не в состоянии была перевезти всех желающих.
6 апреля 1899 года в Москве пущен первый электрический трамвай
Однако столичные власти не спешили внедрять опыт других городов, где уже использовали электрический трамвай. Городская дума считала, что провода испортят облик города, а для передвижения вполне достаточно извозчиков и конки.
Собственно говоря, владельцы Первого общества конно-железных дорог и решили построить в Москве электрический трамвай. Мера эта была вынужденная, так как городские власти решили отжать успешный бизнес, выкупив предприятия в городскую казну.
Конка образца 1874 года на «Дне рождения Московского трамвая» 16 апреля 2016 года. Фото: Пресс-служба Правительства Москвы
История московского трамвая
Открытие первой линии московского трамвая произвело фурор. Посмотреть она открытие и, если повезёт, прокатиться в новых вагонах пришла чуть ли не вся Москва. Газета «Московские ведомости» писала: «Электрические вагоны, выходя из депо, направлялись в Петровский парк. По всему пути, на протяжении 2,2 версты, стоял народ, с любопытством смотревший на движение электрического трамвая. Движение трамвая было плавное, скорое и почти без всякого шума; по желанию трамвай с поворотом рычага мгновенно останавливался».
Регулярное движение трамвая по загородной линии от Бутырской заставы до Петровского парка открылось на следующий день – 26 марта (7 апреля) 1899 г. Вагоны курсировали с интервалом в 14 мин. с 8 утра до 8 вечера. Билет на проезд по всей линии стоил 6 коп.
Долгое время трамвай был только загородным транспортом. Существует версия, что продвижению трамвая в центральные районы мешал оберполицмейстер Д. Ф. Трепов. Он на своей лучшей тройке не смог обогнать электрический трамвай, разобиделся и не пустил скоростной транспорт в центр: дескать, нечего впереди полицмейстера ехать.
Правила перевозки пассажиров: проезд арестантов в сопровождении конвойных запрещён
Вместе с появлением общественного транспорта появился и свод правил для пассажиров и служащих. Многие предписания не отличаются от нынешних: оплачивать проезд и сохранять билет до конца поездки, выпускать пассажиров прежде, чем начинать посадку в вагон.
Но есть и необычные для нас правила. Например, в трамвае был воспрещён проезд арестантов в сопровождении конвойных, а ещё форточки в вагоне требовалось держать закрытыми в период с 1 октября по 1 апреля. Если летом нужно открыть окно, то делать это требовалось строго с подветренной стороны. Служащие должны были содержать форму в чистоте, иметь нагрудный знак и не курить во время работы.
Между прочим, правила перевозки утверждала ни много ни мало Городская дума. Вот уж кто заботился о безопасности пассажиров. Например, в 1908 году вышло постановление думы, запрещающее стоять на задней площадке трамвая.
Льготный проезд и заячьи хитрости
В 1908 году появились первые льготные проездные. Ими могли воспользоваться студенты при предъявлении студенческого билета с фотографией.Во время Первой мировой войны проезд в трамвае для всех работников лазаретов и госпиталей был бесплатным. Деньги на это выделялись из городского бюджета. А вот военные должны были свой проезд оплачивать самостоятельно.
В 1917 году появились первые абонементы на проезд. Это была вынужденная мера, так как инфляция военного времени привела к исчезновению из обращения мелкой разменной монеты. Поэтому было удобно продавать билетную книжку за один рубль на 20 поездок.Ушлые пассажиры, зная о нехватке мелочи, пользовались этим и катались в трамвае бесплатно. Кондукторы вспоминали о старичке, который ездил на службу со сторублёвой купюрой: «Старик влезал в трамвай и с предупредительной улыбкой протягивал кондуктору сторублёвую бумажку. Сдачи, конечно, не было. Но старик её и не требовал. Он покорно сходил на первой же остановке и дожидался следующего трамвая.
Там повторялась та же история. Так, пересаживаясь из вагона в вагон, старик бесплатно ездил на службу изо дня в день и из месяца в месяц. Сторублёвая бумажка была всегда одна и та же. Мы, кондуктора, давно знали на память её номер – 123715..... Это был неслыханно упорный безбилетный пассажир. Против него были бессильны самые свирепые контролёры».
Санитарный трамвай
Сейчас все считают трамвай маломобильным транспортом. В годы Первой мировой войны именно на трамвае перевозили раненых. Под санитарные поезда было переоборудовано 30 пассажирских вагонов. Конструкцию санитарного трамвайного вагона разработал управляющий городскими железными дорогами М. К. Поливанов.
Трамвайные депо переоборудовали в лазареты, пекарни и даже мастерские, где собирали протезы и изготавливали машины для резки бинтов.С весны 1915 года в Москве появился грузовой трамвай. За провоз грузов был назначен тариф в 2 копейки с пуда. Грузовое движение осуществлялось исключительно в ночное время, чтобы не нарушать днём пассажирского движения.
Кондуктору вменялось в обязанности не только выдавать билеты, но и прекрасно ориентироваться в городе. Кондукторы даже сдавали своего рода экзамен по москвоведению. Его принимал свирепый старик, на которого все провалившие экзамен жаловались главному инженеру Поливанову.
Главный инженер на это неизменно отвечал, что кондуктор не только одушевлённый прибор для выдачи билетов, но и проводник по Москве. Город велик: нужно помочь приезжим разобраться в хитросплетениях тупиков, застав и церквей.
Заботились тогда о пассажирах. Не то что сейчас: «Водитель справок не даёт» и т.д и т.п.
Кольцо «Улица Алабяна». Май 1985 г. Автор фото: Павел В. Кашин
Годы разрухи: трамваи – только для членов профсоюза
Во время революции и гражданской войны развитие столичного трамвайного сообщения было остановлено. Зарубежные компании разорвали контракты на поставку вагонов, трамвайная сеть не расширялась, пассажирские перевозки стали сезонными. Летом трамвай возил пассажиров, а осенью и зимой занимался лишь перевозкой грузов. Нехватка мест в общественном транспорте породила новые льготы. Теперь трамвай стал классовым транспортом. К посадке допускались рабочие и служащие – члены профсоюза со специальными разрешениями от организаций.
В 1920 году движение трамваев в Москве практически остановилось. Не хватало вагонов (подвижной состав латали как могли), рельсы были в ужасном состоянии.
Решать транспортные проблемы Моссовет начал лишь в 1921 году. Было организовано пассажирское движение в утренние часы пик для доставки рабочих на заводы и фабрики. К слову сказать, проезд для них был бесплатным в часы пик, списки формировались на предприятиях и нуждающимся выдавали специальные справки. Остальные жители Москвы могли пользоваться трамваем только купив проездной билет.
Нехватку подвижного состава должны были устранить рабочие Мытищенского и Коломенского вагоноремонтных заводов. Они должны были выпустить к весне 1921 года 200 новых пассажирских вагонов. Необходимо было наращивать пассажирские перевозки без ущерба для грузового трамвая.
Трамвай стал стратегическим транспортом. К этому времени относится высказывание М. И. Калинина: «Если в городе работает трамвай, значит в городе действует советская власть».
Цирк на рельсах
1 мая 1919 года на линию вышли агитационные трамваи. На специальных платформах показывали цирковые номера и играл оркестр. Вместе с артистами на агиттрамваях выступали с речами видные партийные и государственные деятели.
Позже трамваи стали сдавать в аренду организациям для проведения экскурсий. Аренда составляла 300 рублей.За 120 лет трамвай стал неотъемлемой частью города. Сегодня он успешно конкурирует с троллейбусами и автобусами, а современный подвижной состав делает поездку на трамвае удобной и быстрой.