Совладелец «Типографии № 22 имени Великой Победы 1945 года» Михаил Мешков
То, что я люблю
– Со своим партнёром Сергеем Набоковым я познакомился в институте, но тогда мы о совместном деле ещё не думали, – говорит Михаил. – После окончания вуза я устроился на работу в Epson, Сергей – в рекламное агентство. В 2008 году он открыл собственное полиграфическое производство в Химках. В 2017 году я присоединился к нему. Именно тогда возникла наша типография на Соколе.
У Сергея всегда была мечта открыть типографию – его отец Геннадий Ильич работал технологом в крупных типографиях, а мне просто хотелось начать собственный бизнес. Благодаря Сергею у нас получилось открыть филиал на Балтийской улице, в Центре культуры и бизнеса «МОСКВА-СОКОЛ». Сергей научил меня всему, передал бесценные знания. Я очень благодарен ему за это по сей день, каждую минуту.
Нас часто спрашивают, почему для типографии на Соколе выбрали такое название – «Типография № 22 имени Великой Победы 1945 года». Оно связано с моим хобби. Я увлекаюсь историей и исторической реконструкцией времён Великой Отечественной. Мы «закольцевали» в названии 22 июня – день начала войны (22 число ещё и день рождения моей мамы и Сергея) и 1945 год – год Победы.
Мне нравится производство, нравится создавать что-то интересное. Я люблю, когда человек берёт в руки нашу продукцию и говорит: «Класс!». Эта отдача не менее важная, чем деньги, и в полиграфическом бизнесе она есть.
Выгоды соседства
К Соколу я исторически привязан. Много лет здесь жил и работал в компании «ОнЛайн Трейд», которая в своё время арендовала на площадке «МОСКВА-СОКОЛ» не только пункт выдачи, но и большой торговый зал со складом. Можно сказать, что здесь мне знаком каждый кирпичик.
Сокол – это, прежде всего, Ленинградский проспект, федеральная трасса, одна из главных транспортных артерий города. Здесь немало офисов, а до недавнего времени было много крупных офисов иностранных компаний. Мы в основном работаем с корпоративными клиентами, часть которых – наши соседи по району и по площадке «МОСКВА-СОКОЛ», поэтому локация для нас выгодная.
Мы вообще дружим с соседями, и не только с клиентами. Поблизости есть несколько крупных типографий, но это не мешает работать, даже помогает. Между нами нет жёсткой конкуренции, наоборот, все очень доброжелательно настроены. Мы даже можем делиться заказами, если производственная линия занята. Например, недавно соседи по Балтийской передали нам небольшой заказ на печать, а в прошлом они же выручили нас материалами, когда поставка задержалась и для выполнения заказа нам не хватало нескольких пружин для календарей.
Это особенность бизнеса – он очень дружественный. Такая «цеховая» дружба, которая мне очень нравится.
Я говорю о фирмах, которые ориентированы именно на корпоративных клиентов. Полиграфические салоны типа «Копирки» не наши конкуренты. Они работают в другом сегменте – на массового пользователя: отсканировать паспорт, распечатать документы или фотографии и так далее.
А у нас, помимо основного производства, есть цех, где мы собираем сложные заказы, которые требуют много ручного труда.
Наш основной ассортимент – это визитки, пакеты, все виды календарей, буклеты, каталоги, папки, плакаты, наклейки – всё, что делается из бумаги и картона. Можем нанести любое тиснение, лакировку. Ориентированы на индивидуальную работу с клиентами. У нас любой заказ просчитывается индивидуально, с учётом тиража, сроков исполнения, качества бумаги, заливки цветом. Нюансов много – проще технологу дать задание просчитать заказ, чем загонять клиента в какие-то рамки.
Заказы бывают очень индивидуальные. Например, однажды нам принесли ноутбук и попросили сделать для него коробку в виде торта для оригинального подарка на день рождения. Или клиенту нужно было на выставке дарить конфеты, открытки и вафли. Он хотел, чтобы мы сделали не только брендированную упаковку и напечатали открытки, но и вафли с конфетами сами нашли и в упаковку вложили. Хорошо, что у нас «Перекрёсток» рядом – закупили сладости там. Заказчик был доволен, что мы смогли «комплексно» решить его вопрос.
Изначально арендуем помещение на втором этаже, но есть планы переехать на первый, чтобы тратить меньше сил на логистику. Присматриваемся к другим помещениям площадки, но пока откладываем: то коронавирус, то спецоперация. Сейчас не время, я считаю. Главная задача – обзавестись какой-то стабильностью, поскольку прогнозировать будущее с каждым днём сложнее. Хотя я не люблю слово «выживать». Бизнесу, как и человеку, нужно развитие, а не выживание.
Когда только открыли филиал на Соколе, ходили знакомиться с соседями, раздавали листовки, делали почтовые рассылки. Около трёх лет ушло на формирование клиентской базы. Сейчас продолжаем её поддерживать и расширять. Как правило, клиенты от нас не уходят. Даже если человек перешёл на работу в другую компанию, всё равно продолжает заказывать полиграфию у нас.
Полиграфия в новой реальности
Другое дело, что частота заказов может сократиться, но это проблема, связанная, скорее, с общей экономической обстановкой. С начала объявления пандемии коронавируса бизнес занял выжидательную позицию, на которой по сию пору и пребывает. В этом году над новогодними заказами мы начали работать только в конце октября, хотя обычно в это время уже разгар новогоднего сезона.
Сейчас всё настолько нестабильно, что и «полиграфические сезоны» выделить сложно. До 2020 года был осенне-зимний – с активной выставочной деятельностью и подготовкой к праздникам. Осенью работали на полную мощность, потом перерыв на новогодние каникулы и снова подготовка к весенним выставкам. Летом, в целом, затишье, хотя простоя у нас никогда не было. С сезонными «спадами» справлялись за счёт клиентов, которые печатают сувенирную продукцию заранее, не желая подвергать свой заказ рискам сезонного пика. Пул постоянных клиентов у нас достаточно большой.
С 2020 года бывают одиночные всплески активности. Как только объявили пандемию и в связи с ней изоляцию, всё замерло, все перепугались, дела остановились. Потом, ближе к лету, началось движение, люди поняли, что коронавирус – это надолго и надо приспосабливаться к новой реальности. Дела пошли вверх. Летом 2021 года опять усилили коронавирусные ограничения. А в 2022 году, в июле, вообще создалось впечатление, что все одновременно ушли в отпуск.
Зато к лету удалось более или менее наладить поставки бумаги и расходников. С российскими поставщиками большие проблемы. Мы умеем делать бумагу, но не умеем делать (класть, как говорят полиграфисты) мел для неё. Для меня лично это очень странно, учитывая уровень химической промышленности времён СССР, а это не такие уж давние времена. Но факт остаётся фактом: теперь нам нужны иностранные технологии и иностранное сырьё.
Бумага для полиграфии высокого качества в основном импортная, из Финляндии и Австрии, откуда поставки, как вы понимаете, прекращены. Практически только самоклеющуюся бумагу поставляют, и то потому, что она попала в перечень жизненно важных товаров.
Сейчас основные поставки идут из Китая, но пропускная возможность железных дорог оставляет желать лучшего, всё растянуто во времени, да и качество китайской продукции не всегда высокое. Например, есть большой дефицит бумаги плотностью больше 250 г/м2. Мы своим клиентам честно говорим: либо печатаем на «альтернативном варианте», либо срок исполнения будет больше.
С расходниками примерно та же ситуация. Ищем альтернативные поставки, тратим свои ресурсы на то, чтобы протестировать продукцию, с которой прежде не работали. Всё очень непредсказуемо.
Китайцы выкупили завод Xerox с лицензированным оборудованием, но качество продукции резко снизилось. Оригинальные пигментные порошки Xerox очень мелкие, почти не видно крупинок, а у китайцев – как будто сахар насыпали. Все эти проблемы приходится как-то решать.
Не простая, но надёжная бизнес-модель
Типография – не самая простая бизнес-модель, но, как говорит наш технолог, одна из самых устойчивых в кризисные периоды. Полиграфия менее всего подвержена колебаниям спроса. Люди всегда будут общаться вербально – читать книги, раздавать визитки, просить меню в ресторанах и дарить подарки в красивой упаковке. Даже в коронавирус, когда были закрыты рестораны, а компании ушли на удалёнку, мы всё равно работали.
Сейчас для полиграфического бизнеса, особенно для его начала, непростая ситуация. Прежде всего потому, что основные игроки – поставщики оборудования Epson, Xerox, HP и другие – ушли с рынка и закрыли свои представительства. Нужно искать каналы поставки оборудования или покупать б/у, разбираться в том, какие аналоги существуют. Цены на оборудование выросли.
Мы начинали со средней машины Xerox, ламинатора, брошюратора и калькулятора. Пожалуй, для открытия небольшого салона у метро этого достаточно. Если есть желание не только печатать там документы и фотографии, но и выполнять более серьёзные заказы, то на покупку оборудования нужно закладывать 1,5-2 миллиона рублей. Плюс аренда, расходники, зарплата сотрудникам.
Мы окупили начальные вложения за полгода-год, но это был 2017 год – «сытый». Коронавируса и спецоперации не было и в помине. Работали без простоев. Бывали дни, когда я выходил с работы в полночь, садился усталый в машину, понимая, что это приятная усталость, что день прожит не зря.
На начальном этапе можно и самому работать в салоне, но вообще идеальный сотрудник небольшой типографии – печатник-универсал, который сможет работать на нескольких видах машин и что-то сам починить, если сломалось. Я сейчас стараюсь таких людей искать, в нашем бизнесе очень важна взаимозаменяемость.
Главное, что могу посоветовать тем, кто даже в такое нестабильное время, как сейчас, ищет для себя «выходы» в собственный бизнес: не бояться начинать своё дело. Мы живём в стране, которая наших родителей и нас научила не бояться. Мы всё время проходим через какие-то испытания и потрясения, но жизнь ведь одна. И что же теперь, сдаваться?