Район, в котором расположен наш культурно-деловой квартал, уже давно стал оплотом московской интеллигенции. Каждым соседом здесь можно гордиться. Во многом это обусловлено исторически – этапами развития нашей главной улицы, ведущей от патриархальной столицы к столице северной.
Ленинградский проспект когда-то был парадным въездом в город. На площади Тверская застава (район Белорусского вокзала) была сооружена Триумфальная арка архитектора Бове в честь победы в Отечественной войне 1812 года.
Дорога из Северной столицы в Москву меняла название вместе с городом на Неве: Петербургский тракт, Петербургское шоссе, Петроградское шоссе, Ленинградский проспект.
Когда-то это была «золотая миля» Московской губернии. Да, впрочем, и сейчас, жильё здесь недёшево, и офис иметь престижно, ведь от центра совсем близко. Архитектурный облик Ленинградки формируют в основном сталинские здания, в районах Динамо, Аэропорт, Сокол много домов, которые строились специально для военных, учёных, спортсменов, артистов. Не говоря уже о Посёлке художников, который можно считать одним из самых замечательных московских артефактов.
Николаевская Рублёвка
Ретро-Сокол: двухэтажные троллейбусы – из Лондона на Ленинградку
Так некоторые краеведы называют Ленинградку конца ХIХ века. Селиться на престижной трассе предпочитали состоятельные горожане. Здесь они строили себе дачи и загородные дома. К примеру, на Ленинградке находились загородные дома главного архитектора Москвы Осипа Бове, купца Григория Елисеева, особняки Ксении Беллик и Рябушинских, дача актёра Прола Садовского и князей Оболенских. С точки зрения престижа Петербургское шоссе и впрямь было аналогом сегодняшней Рублёвки.
После Наполеоновских войн часть нынешней Ленинградки вошла в состав Москвы: это была самая широкая улица в городе – 120 метров.
Петербургское шоссе имело три мощёных полотна дорог, а между ними бульвары. По краям дороги возвышались красивые многоэтажные дома и великолепные виллы.
Не только сейчас, но и в те времена этот район отличала транспортная доступность, потому выбирали его и для дач, и для постоянного места жительства. В середине XIX века до Тверской заставы отсюда можно было доехать на конке, а с 1899 года – на трамвае.
Спортивные традиции Ленинградского проспекта
Так сложилось, что очень много крупных спортивных объектов находится на Ленинградском проспекте. Наш культурно-деловой квартал на Ленинградском проспекте, 80, просто обязан следовать традициям, ведь север Москвы все привыкли воспринимать как центр массового и профессионального спорта. Поэтому на нашей площадке так много спортивных клубов различной направленности.
А если обратиться к истории, то формирование спортивных традиций Ленинградки – это во многом заслуга Василия Сталина, которого можно назвать первым спортивным менеджером. Благодаря ему в стране появился профессиональный спорт. Василий Сталин считал, что спортсмен должен отдавать все силы тренировкам и соревнованиям и не отвлекаться на посторонние дела. Он создал для армейских спортсменов отличные условия не только для тренировок, но и для жизни. У них всё должно было быть под рукой и в шаговой доступности, поэтому спортсмены и тренировались, и жили на Ленинградке.
Похороненные проекты Каро Алабяна
Строительный бум на Ленинградке начался в 1940-е гг. Вдоль проспекта на месте дач и деревянных домов вырастали многоквартирные сталинки. В это время возникает проект архитектурной мастерской Каро Алабяна. Кстати, память об этом архитекторе запечатлена в названии улицы, расположенной совсем недалеко от нашего квартала и московского офиса «Социума».
Так вот, эта мастерская предлагала построить на месте аэродрома на Ходынке большой жилой комплекс, а его доминантой должен был стать Дворец техники и промышленности. Весь Ленинградский проспект Алабян планировал превратить в парадный въезд в город. Но планам не суждено было осуществиться. По легенде из-за ссоры с Лаврентием Берия Алабян впал в немилость. Архитектору грозил арест и расстрел. Спас Алабяна Анастас Микоян, который организовал быстрый отъезд архитектора в Армению. С глаз долой…
В то время похоронили немало грандиозных проектов. Но, несмотря на это, Ленинградке досталось много свидетельств архитектурного величия сталинской эпохи. И от Алабяна осталось наследство: знаменитая «генералка» – генеральский дом, расположенный почти напротив нашего квартала – творение его архитектурной мастерской.
Проект Алабяна на месте высотки Гидропроекта
Символ конца эпохи
На Ленинградском проспекте стоит дом, который как нельзя лучше характеризует переход от сталинского ампира к индустриальному домостроению. Правая часть дома № 66 была построена ещё до войны. Фасад украшают парные эркеры, лепнина и изящные балконы. В конце 50-х было решено дом надстроить и пристроить угловую секцию и две рядовых вдоль проспекта. Новые части дома предполагалось оформить в едином стиле с довоенным корпусом, но вместо единого комплекса получился памятник переходному периоду в советской архитектуре.
Военная симметрия
У метро «Сокол» находятся два примечательных дома: генеральский и адмиральский. Если первый был когда-то генеральским общежитием, то второй народ прозвал адмиральским за морскую тематику отделки фасадов. Арки проездов украшают рельефные изображения якорей, вокруг которых вьются весёлые дельфины.
Кто сидит в «яйце» на Ленинградке Адмиральский дом был построен в 1952 году для Министерства иностранных дел. Планировка квартир в доме очень странная. Жители отмечают, что в некоторых квартирах ширина коридора всего 70 см. Попробуйте диван через такой коридор пронести или холодильник – квест для смекалистых и рукастых.
Генеральский дом был более удобным для проживания. Огромное здание по проекту Алабяна и Стинюшина начали строить в 1939 году. Корпус вдоль Ленинградского проспекта построили до войны. В 50-е годы к дому пристроили два крыла: у церкви и вдоль улицы Алабяна. Основной объём дома 9-этажный, а вот крыло по улице Алабяна получилось при той же высоте 10-этажным. Не иначе высоту потолков подрезали.
Главной особенностью дома был подземный гараж – первый в столице. Сооружение подземной парковки было обусловлено тем, что здесь проживало большое количество высших военных чинов, которые имели личные или служебные автомашины. Архитекторы решили не превращать двор в парковку, а спрятать гараж под детскую площадку. Вот бы современным проектировщикам так же заботиться о детях и автомобилистах.
Фасад дома увешан мемориальными досками. В генеральском доме жили 6 маршалов Советского Союза, 362 генерала и 39 Героев Советского Союза, а также председатель Совета министров СССР Николай Булганин и сын Василия Чапаева. Несколько квартир в доме было выделено спортсменам. Самыми известными жителями были Всеволод Бобров, Анатолий Тарасов и Александр Гомельский.
Дома у Развилки
На площади Развилки Ленинградский проспект делится на Ленинградское и Волоколамское шоссе. Площадь Развилки по замыслу Каро Алабяна, который отвечал за строительство на Ленинградке, должна была открывать парадный въезд в столицу со стороны второго важнейшего города страны – Ленинграда.
Площадь Развилки. 1950-е годы
Новый дом на площади Развилки
На площади должны были появиться два внушительных здания, симметрично расположенных по сторонам проспекта, а венчать выезд должна была высотка.
Из планов удалось осуществить лишь строительство большого здания по адресу Ленинградский проспект, д. 80. Архитекторы B. C. Андреев и Г. М. Вульфсон решили его в духе знаменитых сталинских высоток, только упростили стилобатную часть.
Архитектурной доминантой площади должна была стать высотка института Гидропроект в центре проспекта.
На другой стороне Ленинградского проспекта хотели построить большой жилой комплекс. Но строительство домов было отложено, а затем вместо масштабного жилого комплекса, выходящего фасадом на оживлённый проспект, было решено построить четыре дома, стоящих торцом к Ленинградке. Соединяющий их стилобат выделили под торговые помещения.
Высотное здание Гидропроекта можно считать антирекордсменом. Проектирование здания началось вместе с комплексной застройкой площади в 1940-х гг. Алабян предполагал строительство классической сталинской высотки. Этот проект разрабатывался до 1950 года, но был отклонён даже после доработок. Позже был представлен ещё один вариант здания, но и он не понравился. В 1956 году очередной проект уже без высотной части был представлен на рассмотрение комиссии, но и его завернули. В итоге в 1968 году парадный въезд в город увенчала унылая коробка института Гидропроект. Большой рекламный щит виден издалека, но архитектурной доминантой площади развилки остаётся сталинка по адресу Ленинградский проспект, д. 80.
А этот адрес все сотрудники и партнёры «Социума», и в частности компании «СОЦИУМ-СОКОЛ», прекрасно знают, ведь по нему расположен наш культурно-деловой квартал.