Как создавался Музей занимательных наук «Экспериментаниум»

Создатели «Экспериментаниума» Наталья Потапова и Филипп Самарец

Первый в Москве интерактивный научный музей появился благодаря двум экономистам и ответственным родителям – Наталье Потаповой и Филиппу Самарцу.

К своему необычному бизнесу Наталья и Филипп и относятся нестандартно: для них, как и для посетителей «Экспериментаниума», это, прежде всего, игра, весёлая и очень ответственная одновременно, занимающая с утра до позднего вечера, в выходные и в отпуске.

Никаких гаджетов, мудрёных геймерских сценариев, но оторваться всё равно невозможно. Общаясь с Натальей и Филиппом и прохаживаясь по залам «Экспериментаниума», где всё трещит, гремит, сверкает, где дети настолько сосредоточены на изучении законов физики, что попробуйте-ка их отвлечь на что-то другое, веришь: наука и обучение – самые увлекательные вещи на свете.

Трогать руками в этом музее можно и нужно абсолютно всё! Каждый экспонат, стоит привести его в действие, посветит вас в одну из тайн природы.

Как получается электричество? Как рождаются звук, свет, цвет, всевозможные оптические эффекты, какие невероятные возможности таит в себе человеческое тело – в «Экспериментаниуме» ребята познают это на собственном опыте.

Сами создатели музея признались, что из всей огромной экспозиции больше всего любят «Водную комнату». Впрочем, в этом они не оригинальны. Дети и их родители с удовольствием проводят здесь по часу и больше, возятся в воде, играя с корабликами и попутно открывая для себя законы гидродинамики. Эта уникальная интерактивная водная инсталляция появилась шесть лет назад, как раз, когда «Экспериментаниум» обосновался на Соколе.



Наука как игра, или Три этажа сплошных процессов

– Наталья, Филипп, чем в первую очередь руководствовались, когда создавали «Экспериментаниум»: интересом к науке, к детям или к музейному делу?

Наталья: Тут одно неотделимо от другого. У нас обоих есть семьи и дети. Естественно, образование – это значительная часть воспитательного процесса, а наука – часть образования.

Отсутствие в Москве такого места, где с детьми можно было бы весело, интересно заниматься наукой, и подвигло нас на создание «Экспериментаниума». Собственный родительский опыт сыграл немалую роль.

– В принципе, в Москве ведь больше нет музеев, ориентированных целиком на детей? «Экспериментаниум» единственный?

Mendeleev Lab ждёт молодых химиков Наталья: «Экспериментаниум» ориентирован не только на детей. Это музей для всей семьи. Но мы принципиально отличаемся от большинства развлекательных семейных проектов.

Одновременно с «Экспериментаниумом» открывалось очень много центров с видеоиграми для развлечения детей. Но нам хотелось сразу максимально дистанцироваться от сферы потребления.

Филипп: Кстати, если обратите внимание, у нас в залах очень мало экранов. Дети и так всё время сидят в гаджетах. А приходя сюда, они попадают в несколько иной мир, не менее интересный.

– Не боялись показаться несовременными – без обилия экранов?

Филипп: Наоборот, мы считали, что это залог успеха. И это оправдалось.

Наталья: К нам до сих пор очень часто обращаются крупные торговые центры с предложением открыть у них филиал, чтобы детей можно было оставлять у нас «на передержку». Маме с папой надо заниматься своими очень важными делами – купить очередную юбку или джинсы, а дети в это время должны быть заняты и под присмотром.

Но у нас принципиально другая идея: мама, папа и ребёнок вместе проводят время на нашей экспозиции; ребёнок гордится тем, какие умные, знающие у него родители, а те в свою очередь открывают для себя что-то новое. Это такое взаимодействие внутри семьи с помощью наших экспонатов

Филипп: Это по выходным. А по будням нас в основном посещают школьные группы, которые, как вы понимаете, скорее, пойдут в научный музей, чем на аттракционы или в торговый центр. Им нужен качественный образовательный контент. И мы его предоставляем. У «Экспериментаниума» есть лицензия учреждения дополнительного образования, чтобы поддерживать это направление. Мы проводим занимательные уроки для школьников. Можно назвать тему, которая сейчас изучается в классе, и с помощью нашего сотрудника пройти её в музее.

Наталья: В школе изучение физики ограничено обычно учебником, формулами и словами учителя. Это довольно скучный метод подачи информации, учитывая, что большую часть физических явлений можно наглядно продемонстрировать.

Наша задумка в том, что, получив базу из учебника, ребёнок приходит сюда, в «Экспериментаниум», где при помощи наших экспонатов буквально «щупает» руками законы физики.

– Но в школах тоже показывают опыты…

Наталья: Там возможности совершенно другие. Невозможно в каждую школу купить, например, тепловизор. Это дорого. Зато можно приехать к нам и показать ребёнку с помощью тепловизора, как распределяется и сохраняется тепло внутри человеческого тела. Это уже даёт совсем другой уровень восприятия и другой уровень запоминания, потому что в памяти остаётся яркий образ.

Филипп: К тому же в школе всё-таки ребёнок находится под некоторым давлением – учителей, оценок, необходимости ответить, показать себя в лучшем свете. А здесь все свободны, урок в «Экспериментаниуме» – это игра. Главное, пробудить любопытство, интерес. В этом состоит наша миссия.

Наталья: Я очень хорошо помню, как мой сын, которому было тогда, наверное, лет пять, после посещения музея уединился в ванной и проводил опыт со своим глазом: включал, выключал лампочку и внимательно следил в зеркале за реакцией зрачка.

То, что наша идея работает, мы знаем не только на примере наших собственных детей, но и по отзывам учителей на «Уроки в музее». Как говорят, взрослого интересует результат, а ребёнка процесс. А здесь три этажа сплошных процессов.



Когда дома живёт голограмма жены

– А для вас лично что важнее – результат или процесс? И насколько сейчас вы вовлечены в процессы в «Экспериментаниуме»? Или всё отлажено и ваше ежедневное участие уже не требуется?

Филипп: Голосую за процесс!

Наталья: Мы полностью вовлечены. Если не в отпуске, то каждый день в музее. Тут все процессы настолько разнообразны, что никогда не надоедают. Сегодня ты решаешь сугубо финансовые и бухгалтерские вопросы, завтра едешь на производство, придумываешь схему крепления для нового экспоната, чтобы всё было надёжно, безопасно и срабатывало в нужный момент, потом обсуждаешь идею новой экспозиции.

Да даже в отпуске эта работа не прекращается. Как у любого творчества, у неё нет временных границ.

Музей занимательных наук приглашает в кругосветное путешествие

Я помню, мы проводили 31 декабря в Валенсии, в музее науки – вдохновлялись. В конце концов, дети не выдержали: «Мама, Новый год же, мы хотим отдохнуть!». Они, кстати, часто говорят: «Так, сегодня мы опять работаем за маму?».

Работаем за маму – это значит, что мы посещаем научные музеи, выбираем самые интересные экспонаты, объясняем сами себе, почему они интересные, делаем фото и видео – словом, проводим исследование рынка.

– Как вы думаете, большой шанс, что дети потом продолжат ваше дело или откроют что-то своё?

Филипп: Шанс точно есть. Они же нас видят.

Наталья: Во всяком случае, они понимают, что создать свой бизнес, интересный и нужный многим, – это вполне реально.

Мы-то родились ещё в Советском Союзе, и для меня, например, преодолеть эту грань между обычным экономистом – наёмным сотрудником и создателем своего дела было непросто. Спасала сама идея, которая была настолько захватывающей, что никакие страхи не останавливали – так хотелось осуществить задуманное. Но всё равно это была мощная внутренняя трансформация. Детям она уже не потребуется.

Думаю, они гордятся: у мамы свой музей. А мне вот очень ярко запомнилось ощущение, которое было на самом начальном этапе.  В общем-то, это был жуткий стресс. Вложено огромное количество денег, через месяц надо платить аренду и зарплаты, и вот ты открыл двери и ждёшь…

Помню, в первый понедельник к нам пришло человека три-четыре. Мастера ещё ходили по экспозиции и что-то доделывали, общаясь между собой по привычке выражениями, которые при детях произносить не принято. Я к ним тихонько подходила и жестами и мимикой изображала: «Ребята, мы открыты, мы уже не одни». 

Лучшим моим другом в то время был пожарный инспектор. Я ему звонила каждый день, донимала вопросами, консультировалась. Он как-то очень нежно, по-отечески отнёсся к нашему проекту, его трогало моё трепетное отношение к пожарной безопасности.

Филипп: Безопасность, и не только пожарная, до сих пор самый беспокойный и важный момент для нас. Ведь к нам приходит огромное количество людей, в том числе детей. Им нужна гарантия того, что всё продумано, нет никаких рисков, взаимодействие с нашими экспонатами не нанесёт никакого вреда. Поэтому мы сами тщательно контролируем производство.

Наталья: А в первые дни и месяцы были особенно сложно. Все мысли были заняты только музеем. Мой муж говорил: «У нас дома живёт голограмма жены. Она ходит и иногда даже отвечает на вопросы, правда, обычно невпопад».



Хорошая идея сама себя продвигает

– «Экпериментаниум» ведь уже не просто музей, а большой социально-образовательный проект с множеством программ. А с чего всё начиналось? Сколько времени потребовалось на запуск?

Филипп: Открылись мы в 2011 году. Год и три месяца в общей сложности ушло на подготовку.

Начиналось всё с экспозиции и собственного производства экспонатов, потом появились экскурсии. Сначала мы вообще хотели делать музей без экскурсовода, где экспонаты изучаются только по описаниям. Такие в мире есть. Но у нас это не сработало. Против течения мы плыть не стали: наняли экскурсоводов, стали их обучать. Кстати, из них выросли потом руководители музея.

«Экспериментаниум» зовёт назад в будущее Как-то так само собой получилось, что вокруг идеи сплотилась креативная команда молодых талантливых людей, которые поддержали нас и стали на базе экспозиции создавать научные шоу, мастер-классы и другие обучающие программы.

Наталья: Довольно быстро появился лекторий Перельмана, программа «Учёные – детям». Здесь занимательные лекции читают признанные учёные. Это, кстати, очень сложно. Можно отлично разбираться в своём предмете, быть классным специалистом, изобретателем, исследователем, но говорить о науке так, чтобы это было доступно и интересно детям, – на это способны немногие. Хотя как раз такой диалог помогает ребёнку увидеть широту и разнообразие жизненных дорог, выбрать дело, которое будет увлекать его всю жизнь.

Ведь как часто бывает? Спрашиваешь молодого человека: почему ты выбрал этот вуз? – Потому что он находится через дорогу от моего дома. Почему ты стал врачом? – Потому что родители врачи. Наверное, это не всегда хорошо и правильно. Поэтому нам показалось важным дать маленькому исследователю возможность увлечься и облегчить ему выбор собственного пути.

Да, действительно, на наш огонёк слетаются нужные люди, они сами нас находят. Не то чтобы мы совсем не предпринимаем для этого усилий, но в целом хорошая, востребованная идея сама себя продвигает.

Филипп: В детстве я почти наизусть знал книжку Якова Перельмана «Занимательная физика». Собственно, идея обучения естественным наукам через игру принадлежит ему. Он и создал самый первый в мире интерактивный музей занимательных наук в 1935 году в Ленинграде. Следующий опыт был реализован в Америке – в 1969 году Фрэнк Оппенгеймер, брат создателя ядерной бомбы, основал в Сан-Франциско музей «Эксплораториум». Сейчас почти в каждой европейской стране есть такой проект: «Эврика» в Финляндии, «Технорама» в Швейцарии и так далее.

К сожалению, музей Перельмана был уничтожен в блокаду, и с тех пор, пока не появились мы, ничего подобного в России не было, за исключением, пожалуй, небольшого музея в Новосибирске.



Пропавшая «Чёрная дыра», или Зачем музею своё производство

– Хлопотное это всё-таки дело – своё производство. Куда проще заказать экспонаты на стороне?

Филипп: Мы почти сразу поняли, что производство нужно иметь своё. Запросили цены у иностранцев, убедились, что интерактивный экспонат – вещь специфическая и совсем не дешёвая, рынок производителей очень узкий, а в России на тот момент его и вовсе не было.

Мой одноклассник тогда занимался производством выставочного оборудования. Он заразился нашей идеей, вступил в наше партнёрство и быстро перестроил мощности под нас. К счастью, для него это оказалось несложно.

Бесплатные образовательные программы музея «Экспериментаниум» Наталья: Сначала закупали экспонаты за рубежом. На этом этапе было много трагикомичных случаев. Например, однажды ждали из США экспонат – стеклянную сферу, наполненную жидкостью. Но наши партнёры из Сан-Франциско, хоть и работают в научном музее, забыли учесть при отправке, что, попав зимой в порт Мурманска, жидкость внутри сферы может замёрзнуть. В результате, когда долгожданный экспонат, наконец, прибыл к нам из долгого путешествия, он оттаял и лопнул. Мы получили мокрую коробку. В ответ на претензию нам написали, что в Сан-Франциско тепло…

Другой экспонат – «Чёрная дыра» – почему-то летел к нам через Африку. Из Африки его отправили, но в Москву он так и долетел, хотя по документам числился среди доставленных грузов. Через какое-то время он всё-таки нашёлся. Оказалось, что он не влез в грузовой отсек самолёта и его попросту оставили прямо на взлётной полосе. Потом уже загрузили в более габаритный самолёт. Пока выясняли судьбу «Чёрной дыры», у меня прибавилось седых волос и сильно поубавилось желания работать с зарубежными поставщиками.

Во-первых, наша экспозиция ежегодно обновляется, а, значит, новые экспонаты требуются регулярно. Каждый создаётся по индивидуальному эскизу. То есть экспонат надо сначала придумать, потом вычертить, потом собрать, а потом подкорректировать, потому что первое воплощение редко по всем параметрам соответствует изначальной задумке.

Во-вторых, мы всё-таки отличаемся от остальных музеев тем, что наши экспонаты постоянно находятся в непосредственном контакте с посетителями. Соответственно, они часто ломаются, требуют ремонта.

Всё становится проще, когда есть собственное производство.

– Открывались без кредитов?

Наталья: Да, повели себя как настоящие банкиры – открыли музей исключительно на собственные средства.

Билет в музей – это ведь не предмет первой необходимости, кроме того, посещаемость музея зависит от сезона. Вот это лето исключение. Июль выдался холодный. Сама погода на нашей стороне, многие на выходные остаются в городе и проводят время у нас. Но обычно всё обстоит несколько иначе.

Пик посещаемости приходится на осенние, зимние и весенние каникулы. А с конца мая по октябрь – для нас низкий сезон.

Мы изначально решили, что лучше будем развиваться медленно и управляемо, чем ввязываться в какие-то рискованные кредитные истории, которые однажды приведут к тому, что мы просто не сможем расплатиться.

Постоянно балансируем между Сциллой и Харибдой: с одной стороны, такой проект, как наш, должен постоянно расти, меняться, с другой – он ещё должен окупаться. Соблюсти этот баланс сложно, учитывая сезонный фактор. Но без кредитов всё равно безопаснее.



Доступная наука

– А площадь под музей изначально арендовали большую? Или начинали с малого?

Филипп: Первая наша арендованная площадь – 1806 кв. метров на Бутырской улице. Там сейчас находится музей «Живые системы». Со временем мы решили разделить экспозицию на две части. Одна посвящена занимательной биологии, анатомии и психологии, и сейчас это уже более 2000 квадратов на Бутырской. Другая здесь, на Соколе – более 3000 квадратов – целиком посвящена физическим явлениям.

Наталья: Разделение, кстати, весьма условное. О слухе, например, мы можем говорить и как о звуке, то есть как о физическом явлении, и как о физиологическом – об органе чувств, но, по сути, речь идёт об одном и том же.

Как ребёнку интересно провести лето в Москве. Оцениваем преимущества городского лагеря Просто мы росли такими темпами, что уже не помещались на Бутырской. А сейчас уже и на двух площадках не помещаемся.

Но в своё время переезд на Сокол дал возможность расшириться, открыть новые экспозиции. К примеру, здесь у нас появилась «Водная комната» – очень популярное место среди наших посетителей. Эта экспозиция требует продуманной системы водостоков, подачи воды, специальных перекрытий. Сокол обеспечил нам необходимые условия, которых на Бутырской не было.

– По каким критериям подбирали площадку для музея?

Наталья: Найти хорошее помещение в Москве под музей с нашими специфичными техническими требованиями – не самая простая задача. Критериев много. Но в основном выбрали эту площадку из-за шаговой доступности от метро и опытной управляющей компании.

Профессионализм арендодателя – очень важный параметр. Иногда в ходе переговоров приходилось встречать таких контрагентов, с которыми в долгую игру вступать совсем не хотелось. С компанией «СОЦИУМ-СОКОЛ» таких проблем не возникло.  Мы друг друга устраиваем, потому «Эспериментаниум» и работает плодотворно уже шесть лет на Ленинградском проспекте.

И мы любим этот район. Многие из руководителей и сотрудников музея либо жили, либо сейчас живут на Соколе. Тут, что называется, всё срослось.

Филипп: К тому же при выборе нам очень импонировало то, что площадка «СОЦИУМ-СОКОЛ» задумывалась как кластер интересных образовательных и культурных проектов. Была надежда, что это место не превратится в вещевой рынок с ларьками. А мы как раз искали подходящих соседей. Надежда оправдалась. Правда, иногда доставляют некоторое беспокойство юные посетители концертной площадки  «Стадиум», которые находятся в эйфории от встречи со своими кумирами. С другой стороны, они скоро станут родителями и приведут к нам своих детей. То есть и это тоже наша аудитория.



– Государство, город как-то помогают музею?

Наталья: В оплате аренды нет. Но мы изначально на это и не рассчитывали. Конечно, здорово было бы иметь такие помещения, как, например, у наших коллег в Тарту, где здание изначально строилось под научный музей. Такой проект действительно требует городских или федеральных инвестиций. Для нас это было бы слишком дорого.

Зато мы получаем от города информационную поддержку. Например, участвуем в проекте «Карта Тройка», и скоро наша реклама должна появиться в метро.

Большинство наших бесплатных программ, таких как «Учёные – детям», спонсируем сами, но вот, к примеру, «Доступная наука» существует на президентские гранты. Программа ориентирована на детей с особенностями развития, которые лишены возможности познавать мир привычными для всех способами, но тоже должны учиться и получать от этого удовольствие.

Для участия в этом проекте все сотрудники музея, от экскурсоводов до охранников и кассиров, прошли специальное обучение. Все они знают, как общаться с нашими особыми гостями и создать им благоприятную атмосферу для пребывания в музее.

У нас был случай, когда ребёнок с аутичным расстройством после экскурсии по программе «Доступная наука» обнял экскурсовода. Стоявшая рядом мама даже расплакалась. А потом объяснила, что обычно педагоги тратят месяцы и даже годы, чтобы ребёнок вот так открылся. А у нас это произошло за несколько часов.

«Доступная наука» – наша гордость. К нам даже приходили специалисты из других музеев, чтобы перенимать опыт.

– Что нового ожидает посетителей «Экспериментаниума» с началом учебного года?

Наталья: Как всегда – старт нового сезона. У нас такая традиция: экспозицию мы  обновляем ежегодно, добавляя новую тему как раз в сентябре. На этот раз сезон «Стройка» сменится сезоном «Математика». Мы его давно задумали и долго готовили.

Сезон «Математика» – очень большая история, связанная не только с появлением новых интересных экспонатов, но и с обновлением программы мастер-классов и лекций.

Кроме того, каждый год мы расширяем и совершенствуем нашу программу «Уроки в музее». Цель, как я уже говорила, чтобы дети могли заниматься естественными науками не методом «выучил – сдал – забыл», а увлечённо, чтобы полученные знания органично входили в их жизнь и помогали им в жизни.

Так что кто ещё не освоил математику, не очень любит этот предмет, но при этом любит получать хорошие оценки, приходите. Будет интересно!