Как создать оазис в городе: правила архитектора посёлка художников Николая Марковникова

Фото дома по проекту Марковникова

Посёлок Сокол появился на карте Москвы благодаря талантливым архитекторам, которые воплотили давнюю мечту об идеальном устройстве городской среды. Строительство и проектирование города-сада велось в соответствии с теорией Говарда Эбенизера о создании городов-коммун нового типа, сочетающих преимущества городской и сельской местности.

Большинство домов в посёлке Сокол было спроектировано архитектором Николаем Марковниковым. Долгое время он жил там и сам. В 1990-е годы его дом был продан и вскоре разрушен. На его месте появился современный особняк, который, в отличие от своего предшественника, никакой культурной ценности не представляет.

От Кремля до Сокола

Куда пойти гулять на Соколе 

Николай Марковников родился в 1869 году в семье известного химика Владимира Марковникова. Образование получил в Императорской академии художеств. Сначала работал в Петербурге, но в 1914 году был назначен главным архитектором Московского Кремля.

Помимо практической работы, Марковников много времени уделял воспитанию молодых специалистов. В 1917 году он стал одним из основателей Московского женского политехнического института (Политехникума). Это было первое в России учебное заведение такого уровня для женщин. Профессор Н. В. Марковников в течение многих лет преподавал здесь архитектурное проектирование и вёл курс истории архитектуры.

В 1918 году Центральная реставрационная комиссия, в которую входили Н. Марковников, А. Щусев и И. Рыльский, приступила к масштабной реставрации Московского Кремля, сильно пострадавшего в результате артобстрела во время уличных боёв 1917 года.

Любимый Сокол. Кто такой Алабян и почему одна из главных улиц района носит его имя Помимо восстановления повреждённых объектов, велась работа по обмеру исторических зданий, расчистка памятников архитектуры от поздних наслоений и мусора.

В условиях Гражданской войны и разрухи средств на восстановление Кремля практически не выделяли, но архитекторы-реставраторы продолжали добросовестно работать. Можно только предположить, какие материалы им приходилось изыскивать, чтобы выйти из положения. Зато это дало Марковникову уникальный опыт, который удалось применить при строительстве посёлка художников: даже так называемые подручные материалы при грамотном использовании могут дать очень качественный результат в строительстве.

С 1919 года Марковников возглавлял работу по реставрации Китайгородской стены. А в 20-е гг. вплотную занялся вопросом малоэтажного строительства, даже выступил с докладом на эту тему на Съезде по гражданскому и инженерному строительству. В докладе он подробно рассказывает о методах удешевления строительства жилых домов. Практическое применение его разработки нашли при проектировании и строительстве посёлка Сокол в 1923 году.

«Вопросом архитектурной прорисовки поселкового плана многие совсем не интересуются (а экономически она иногда считалась даже вредной). Но близко время, когда важность архитектурного подхода покажет своё значение совершенно так же, как это случилось с планом квартирной ячейки типового элемента многоэтажного дома. Большое количество неудачных типовых проектов доказало свою несостоятельность именно в смысле экономическом и показало необходимость найти простые и прорисованные типовые решения. Эта простота и ясность планировки являются результатом чисто архитектурных методов, и их значение в компоновке целых ансамблей жилых домов, конечно, не может долее оспариваться».
Николай Марковников, из книги «Планировка и благоустройство посёлков»


Архитектор Сокола

Посёлок Сокол, как известно, стал первым в СССР жилищно-строительным кооперативом. Разрешение на строительство подписал лично В. И. Ленин. Эта бумага с подписью вождя революции не раз спасала посёлок от уничтожения в советское время. К началу 1926 года было построено 102 коттеджа. Большинство из них спроектировал Н. Марковников.

Любимый Сокол: экскурсия в посёлок художников Одноэтажные, двухэтажные, коттеджного типа; рубленые, деревянные каркасные, кирпичные, шлакобетонные, из артикского туфа – эти дома наглядно демонстрировали различные архитектурно-строительные возможности, включая инновационные.

Марковников, как и его коллеги – остальные проектировщики посёлка художников, ратовал за конструкции и технологии, которые удешевляли жильё, ускоряли процесс строительства, но при этом были долговечны и качественны. Его разработка – дом из фибролита – прессованной стружки, смешанной с бетоном. Такой дом стоял в самом центре посёлка. К сожалению, он не сохранился до наших дней. Его снесли уже в наши дни.

Для каждого дома была создана уникальная планировка. Расположение комнат в домах было тщательно продумано: гостиные и кухни располагались на солнечной стороне, а спальни – на теневой. Площадь дома составляла, как правило, около 100 кв. м. Даже по нынешним меркам это очень даже неплохо.

 

«Без детального, мелочного изучения всех подробностей дела всё равно немыслимо никакое массовое, стандартизованное строительство. Прежде чем сделать какой-либо объект предметом массового фабричного производства или стандартизации, этот объект должен быть идеально разработан во всех мельчайших подробностях. Иначе вместо единичных случаев плохих решений мы получим массовое появление плохих, неэкономичных и нерациональных жилищ. При этом, чем они будут солиднее и капитальнее, тем более тяжёлым наследством они останутся для будущего социалистического строя, и их предполагаемая рентабельность благодаря моральному износу, на который совершенно не обращают внимания поборники укрупнённого строительства, превратится в тяжёлую, подлежащую оплате в течение 60-80 лет, обузу, от которой трудно будет избавиться».
Николай Марковников, из книги «Планировка и благоустройство посёлков»


Марковников неоднократно выступал с докладами о преимуществах малоэтажного строительства, говорил не только об экономике и эргономике, но и о плодотворном влиянии жизни в малоэтажном доме на формирование личности и окружающей среды.

В полной мере идеи Марковникова воплотились в архитектурно-планировочных решениях посёлка Сокол. Когда находишься здесь, кажется, что улочки убегают за горизонт, дома утопают в зелени, а сам посёлок не имеет конца. Такой эффект достигается путём создания оптических иллюзий. На самом деле посёлок занимает всего 20 га, а каждый дом стоит на участке примерно девять соток.



Филиал ботанического сада

Растения играли важную роль в формировании оптических иллюзий, которые расширяли границы посёлка. Например, на ул. Сурикова растут осины. В начале улицы крупнолистные, а в конце – мелколистные. Это создавало ощущение бесконечности,  хотя сама улица по протяжённости не столь уж велика.

Все в сад! Родина самой красивой сирени – Сокол На каждой улице росли определённые виды растений.  Старожилы вспоминают, что улочки посёлка не уступали по количеству и экзотичности зелени ботаническому саду. В посёлке высаживали и разводили более 150 видов декоративных растений. До сих пор здесь растут рододендрон, несколько видов цветущих магнолий, гортензии, тюльпановое дерево, пробковый дуб, тянь-шаньская туя, а ещё самое древнее дерево на земле – Гингко Билоба.

Марковников и его семья некоторое время жили в посёлке Сокол, но до нашего времени их дом не сохранился. Сейчас на месте его дома красуется новый особняк. Несмотря на охранный статус посёлка, многие дома снесены или перестроены до неузнаваемости.

Методика советских архитекторов, основанная на мечте о городе-саде, о доступном индивидуальном строительстве, так и не получила широкого признания и распространения в СССР. До сих пор в нашей стране не существует доступных архитектурных решений для индивидуального строительства, хотя идеи Марковникова не потеряли своей актуальности до сих пор.

Дома, построенные по проекту Николая Марковникова:

«Относительно внешнего вида улиц и площадей следует считать установленным, что современная манера сплошной застройки плоскими многоэтажными домами является крайне неэстетичной. Стремление разнообразить плоские фасады всевозможными вновь изобретаемыми архитектурными деталями привело к определённо печальным результатам. [...] Идеальная улица представляется в виде перспективных однотипных, без пестроты и вычурности фасадов с простыми хорошими пропорциями и чисто утилитарного характера деталями. На фоне этой однообразной картины, со своей индивидуальной архитектурой, монотонная линия застройки может быть оживлена группами зелени, помещённой в разнообразном порядке перед некоторыми домами, устройством дворов и, наконец, небольшими архитектурными деталями, не бросающимися в глаза и не нарушающими общего ансамбля всей спокойной линии зданий».
Николай Марковников, из статьи «Благоустройство населённых мест и охрана их природной красоты», журнал «Коммунальное дело», 1923, № 2(5), стр. 46-49.