Елена Кожинова: Ощущение упущенных возможностей самое противное. Лучше упасть, но знать, что у тебя есть этот опыт

Елена Кожинова с партнером по бизнесу Луисом Марреро

Успех в бизнесе возможен только тогда, когда ты по-настоящему увлечён своим делом, готов бесконечно вкладываться в его развитие и работать круглосуточно. Тут никакие провалы не страшны. В этом убеждает личная история управляющей школы танцев ML Dance и школы иностранных языков ML Lingua Елены Кожиновой.

«В себя приди, бизнесменша, институт пропадает»

Свой первый бизнес-опыт я получила в 17 лет: бегала по улицам и продавала театральные билеты. Это была крутая школа прямых продаж. Попробуй-ка на улице подойти к незнакомому человеку и предложи ему что-то купить…

Балтийская, 9: танцуют все! Полгода я работала одна, потом создала свою команду. Мы проникали в здания, за нами бегали охранники. Словом, подростковый экстрим по полной программе. А ещё у меня был такой красивый босс, что я просто не могла к нему прийти без выполненной нормы прибыли.

Родители меня не понимали. Мама хотела, чтобы я стала бухгалтером в каком-нибудь крупном стабильном холдинге, а папа мечтал, чтобы я серьёзно занялась языками и работала в иностранной компании. Для них было непонятно, куда я трачу столько сил и времени, при том что больших доходов не видно.
Они говорили: «В себя приди, бизнесменша, институт пропадает». Так и было. Второй курс я прогуляла, мне пришлось восстанавливаться, потому что по зачётам и экзаменам была гора долгов. Я решила, что лучше останусь на второй год и ещё раз прослушаю курс, чем буду абы как сдавать сессию.

Институт я всё-таки закончила, но не могу сказать, что это образование мне сильно помогает. Всё равно сейчас приходится учиться, искать курсы и тренинги, дающие знания, нужные здесь и сейчас, для развития бизнеса. Первый сайт для своего танцевального проекта я делала сама: рисовала, придумывала, училась, как его продвигать, как настраивать таргетированную рекламу в интернете, вела группы в соцсетях.

Выучилась и на стилиста. Мне кажется, это тоже логичное продолжение главного дела. Девочки на танцах хотят быть красивыми и модными, а я могу им и в этом помочь.

Мой партнёр по бизнесу Луис Марреро пошёл на курсы диджеев, чтобы уметь грамотно работать с музыкой на наших занятиях и вечеринках. Мне кажется, тут всё зависит от энтузиазма. Если есть желание работать, развиваться, идти дальше, то всё получится.

Я хочу танцевать

Идея создания танцевальной студии возникла случайно. Я люблю общение, увлечённых людей. Был период, когда я много общалась с иностранцами, ходила в разговорный клуб совершенствовать испанский язык. Там бывало много ребят из Латинской Америки, которые хотели знакомиться с девчонками и тусоваться.

Однажды после занятия они пригласили нас потанцевать в латинский клуб. Мне нравились танцевальная среда – хип-хоп, стриты, джаз фанк – направления, которые далеки от парных танцев. А в клубе я увидела, как танцуют социальные танцы – сальсу, бачату. И только тут поняла, что значит взаимодействие партнёров.

Парные латиноамериканские танцы – это вообще другой мир, другая культурная среда, другое общение между партнёрами. На танцполе была одна пара, которая обращала на себя всеобщее внимание и запомнилась мне надолго. От неё исходила просто какая-то безумная энергетика. Девушка не просто танцевала – жила. Кстати, успевала поправлять волосы и платье. А как на неё смотрел партнёр!.. Мне очень сильно захотелось тоже научиться так танцевать, чтобы на меня так же смотрели, любовались моей улыбкой, тем, как разлетаются мои волосы и раздувается платье.

Уже на следующий день я начала обзванивать танцевальные студии. Попала в школу с российскими педагогами, и мне не понравилось. То, что я увидела на дискотеке и что преподавали в этой школе, – это были абсолютно разные вещи. Какое-то время ещё пыталась ловить там танцевальную технику, а потом бросила. Договорилась с ребятами из Латинской Америки, которые уже хорошо танцевали, что они будут давать уроки мне и моим друзьям. Нашла единомышленников. На занятия приходило человек 10-12. Мы скидывались по 100 рублей на аренду зала и просто танцевали, общались, нам было весело.

Угрозы, разборки и новый проект

Через какое-то время рядом со мной появились люди, которые предложили монетизировать моё увлечение танцами. Они хотели заниматься испанским клубом, я должна была поставить на колёса танцевальную школу. Мы проработали вместе год, но в итоге общего языка не нашли. Наверное, они поняли, что четыре организатора – это слишком много, а может быть, решили, что танцы – это ерунда и они справятся без меня.

Словом, меня попросили уйти.

Что сказать… Это было больно, обидно, неприятно. Я очень тепло относилась к своему делу. За год работы создала шесть танцевальных групп. Было жалко уходить и прощаться с людьми. Мы же много времени проводили вместе, танцевали, общались.

Я проревела недели две, просто не зная, что делать дальше. Мои теперь уже бывшие партнёры были против того, чтобы я продолжала заниматься организацией танцев. Им не нужны были конкуренты. Они боялись, что я уведу за собой клиентов. Короче, мне начали угрожать и даже мелко пакостить, пытаясь выдавить меня из бизнеса.

Но тут очень помогли друзья. Они буквально отнимали у меня телефон, не давая отвечать на неприятные звонки, уговаривали продолжать любимое дело, обещали финансовую поддержку и помощь.

У меня было 80 тысяч рублей, которые мне заплатили за работу в проекте, и выбор: пустить эти деньги в дело или поехать отдыхать, чтобы восстановиться после весьма непростого периода. Несмотря на то, что вся эта история выжала меня как лимон, я в конце концов решила, что не сдамся ни перед какими угрозами. И создала свой проект «Лос Ритмос».

Кстати, без всякого злорадства: та школа, из которой меня так невежливо «попросили», через полгода после моего ухода закрылась. Но мне было уже не до этого, я с головой ушла в новые деловые взаимоотношения – тоже, кстати, непростые.

Первым педагогом «Лос Ритмос» был Альфонсо Малино – очень эмоциональный, резкий и в то же время безумно обаятельный человек. В него либо сразу влюблялись, либо категорически его не принимали. Он мог запросто выгнать с урока, если человек не слушал его. Бывало, что люди со слезами выбегали из класса. Ему важен был результат в танцах, а мне нужно было сохранить группу. Очень много сил и энергии тратилось на то, чтобы убедить людей остаться, попробовать ещё раз. Альфонсо – великолепный танцор и педагог, но слишком требовательный. Расстались мы всё-таки по-хорошему. До сих пор дружим и встречаемся на танцевальных вечеринках.

ML Dance: начало

Мои партнёры, вместе с которыми мы открывали «Лос Ритмос», как-то очень быстро отвалились. Один из них не был готов рисковать деньгами, его не устраивало, что всё делалось с наскока и «на коленке». Мы разошлись спокойно и без обид. Я ему благодарна, что он меня поддержал в нужный момент и подтолкнул идти дальше.

Как раз тогда мы решили переехать на Сокол. В нашей нынешней локации мы сначала были субарендаторами. Основной арендатор – тоже школа танцев – предложил нам класс, но, когда я пришла осмотреть помещение, пришла в ужас: голый бетон и куча рабочих, ремонт в самом разгаре, ни один класс не готов, а у меня на сентябрь абонементы проданы, мне группы открывать надо. Если вдруг ремонт не закончат, арендодатель мне 1000 рублей вернёт и извинится, а я в старт групп вложила уже гораздо больше. Пришлось понервничать, но ремонт завершили в срок, и мы открылись на Соколе вовремя.



Мы проработали на новой площадке около полугода, а потом и мой второй партнёр решил, что будет им впредь только номинально: работать буду я, а он будет читать мои отчёты. Я на такое не согласилась. Сказала: либо работаем вместе и вместе решаем все вопросы, либо расходимся. Без обид не обошлось. Но и этому человеку я благодарна, потому что благодаря ему я познакомилась с венесуэльцем, блестящим танцором Луисом Марреро, который оказался именно тем партнёром, которого я искала.

Щедрый хозяйственник и жадюга: как сработаться в общем бизнесе

Мы поработали с Луисом около месяца и поняли, что нам интересно и удобно заниматься нашим делом вместе. Я не одиночка по натуре, мне нужен партнёр, который будет меня мотивировать.

Луис сильный преподаватель, публику хорошо держит и энергетику отдаёт нужную. Он – такая хорошая рабочая машина. Когда нужно работать семь часов без перерывов, он будет работать, несмотря на тяжелейшую физическую и эмоциональную нагрузку. У него тоже есть нацеленность на результат, и ему, как и мне, нужен партнёр, способный развивать бизнес.

Я видела, что Луис относится к школе не как преподаватель, а как организатор. Он – хозяйственник, за всё болеет душой, не жалеет денег на развитие. Я по сравнению с ним жуткая жадюга.



Оглянуться не успела, а у нас уже три новых музыкальных центра стоят. Старые, видите ли, не подходят, потому что этот шумит, а здесь плохой звук. Я бы потерпела, но Луис это терпеть не будет. Обсудили, что надо бы коврики купить, а на следующий день уже фургон приезжает. Я говорю: куда 40 ковриков? А он в ответ: «Надо, потом рассчитаемся».

В школе танцев на Балтийской открылось кафе ML Cookies К обустройству нашего кафе при школе он меня тоже не допустил. Я бы поэкономила, а он купил самую лучшую кофемашину. Теперь за апельсиновым рафом к нам приходят со всего квартала.

Школа ML Dance – наше с Луисом совместное детище. Уже ни его партнёры, ни мои к этому отношения не имеют. Мы работаем вдвоём. Не всё просто. Но тут закон такой: где-то ты уступаешь, где-то уступают тебе. Твой партнёр должен тебе помогать и подталкивать тебя, равно как и ты его. Вот такая гармония должна сложиться.

Я не могу сказать, что у нас с Луисом абсолютно ровные отношения. Я то бардачник, то жадюга, а он очень эмоциональный и вспыльчивый. Но мы, так скажем, взаимно друг друга дополняем. Когда я понимаю, что он эмоционально выгорает, я его поддерживаю. Когда нужно, он мне «волшебного пенделя» даёт. Так и живём.

Ни сентаво за душой и новая высота

Только у нас всё устаканилось и мы полностью переехали в Центр культуры и бизнеса «СОЦИУМ-СОКОЛ», как прошёл слух, что наш арендодатель собирается уходить с площадки. Ничего конкретного нам не говорили. Неизвестность пугала. У нас работа идёт, абонементы проданы. Искать новую площадку очень трудно, при переезде можно потерять большую часть аудитории.

Пока думали, что делать, к нам в студию пришла одна женщина. Попала на какой-то наш праздник, и ей очень у нас понравилось. Мы с ней разговорились. Я поделилась опасением, что мы можем профукать эту площадку. Тогда она предложила сходить к Яне Львовне Смелянски.

На тот момент мы ещё не были знакомы с сотрудниками «СОЦИУМ-СОКОЛ», знали, что у площадки есть управляющая компания, но, так как были субарендаторами, общались только с нашим непосредственным арендодателем.

Кто такая Яна Львовна? Что я ей скажу, когда у меня за душой ни сентаво, и предложить, кроме обещаний, нечего?

Но всё же собралась с духом, позвонила. Попала на помощницу Яны Львовны Ольгу Ковалевскую. Поговорила с ней, объяснила ситуацию, рассказала, что, когда уйдёт наш арендодатель, мы бы хотели выйти на прямую аренду.

Ольга ответила так: в кулуарные игры играть не будем, вот когда ваш арендодатель уйдёт, тогда и поговорим. Мне этот подход понравился. Хотя определённости разговор не прибавил.

Если основной арендатор уйдёт, а нас просто кинет, что нам тогда делать? Мы долго сидели на чемоданах в полном раздрае: оставаться или переезжать? Но тут позвонила Ольга и сообщила, что Яна Львовна готова встретиться, чтобы обсудить дальнейшую работу.

Звоню Луису, начинаю истерить по поводу того, что денег нет, арендодателю предложить нечего, и я боюсь. Луис убеждает, что надо идти на встречу и договариваться, что мы можем попробовать взять кредит. «Какой кредит?! – кричу я. – У тебя ещё 40 ковриков нераспакованных лежат». «Ну тогда не делай ничего», – спокойно отвечает Луис и кладёт трубку. Для меня это был вызов. Я быстро собралась и поехала договариваться.

Встреча оставила очень позитивные ощущения. Я ушла с неё на подъёме. Яна Львовна – человек бизнеса, у неё большой жизненный опыт и очень много чисто человеческого созидательного интереса к другим людям. У нас получилось договориться об отсрочке платежей по аренде на летние месяцы. Специфика нашей сферы деятельности такова, что летом жизнь замирает и заработать очень сложно.

Бесконечное спасибо Яне Львовне! Слава Богу, что судьба дала такой шанс и она в нас поверила. Мы счастливы от того, что делаем, и я искренне надеюсь, что когда-нибудь у меня тоже будет возможность кого-то так поддержать.

Наша компания заинтересована в том, чтобы поддерживать малый бизнес Москвы, помочь нашим партнерам обрести уверенность в завтрашнем дне. Вот так когда-то мы вместе с Леной Кожиновой просчитывали модель ее бизнеса.
 
Она сама экстраординарная личность, любит делать добро и не умеет останавливаться на достигнутом. Лена из тех людей, которые все время нацелены на созидание и тонко чувствуют любую несправедливость.
 
У нее непростой путь в бизнесе, но я бы очень хотела, чтобы Лена своим примером продолжала вдохновлять других на добрые и смелые дела. Только подумайте: школа танцев переросла в настоящий культурный центр со школой иностранных языков и организацией туров по культурному обмену между Россией и странами Латинской Америки. Это фантастика!
 

Яна Смелянски

член Совета директоров ООО «СОЦИУМ-СОКОЛ»


После той встречи мы арендовали 600 квадратных метров. Надо было делать ремонт и завозить оборудование. Опять наступил нервный период. Денег не было, а занимать под проценты я боялась. Нам везде предлагали целевой кредит на развитие бизнеса. Но это предполагает жёсткие условия по отчётности. К примеру, в этом случае я не смогла бы на кредитные деньги купить краску на рынке и нанять рабочих, поскольку мне надо предоставить в банк чеки и отчёт о целевом использовании средств.

В конце концов знакомые помогли нам получить кредит на личные цели на специальных условиях. И ремонт мы всё-таки сделали. Теперь ежедневно у нас танцует 70-90 человек. Плюс на этой же площадке работает школа иностранных языков ML Lingua. Её появление – это отклик на запросы наших учеников и друзей. Да и нам с Луисом самим хотелось, чтобы у нас ребята не только танцевали, но и приобщались к культуре латиноамериканских стран, учили языки.

За эти годы мы привыкли к тому, что большая часть прибыли вкладывается в развитие, и нам это даёт необходимый драйв. Уже придумали, как заработать в мёртвый сезон.

Летом устраиваем танцевальные туры в разные страны. Этот проект делаем совместно с компанией-туроператором. Она берёт на себя организационную часть, а мы помогаем собрать людей в поездку и сопровождаем группу как тренеры и модераторы.

Я заметила, что финансовый успех ко мне приходит, если я, не останавливаясь, двигаюсь вперёд, расту профессионально. Развитие – главное! Перспектива новых возможностей меня заводит: сразу просыпается желание влезть в новое дело. С одной стороны, безумно страшно, но я точно знаю, что если я этого не сделаю, буду чувствовать себя ещё хуже. Ощущение упущенного шанса самое противное. Это то, что может уничтожить. Лучше ошибиться, лучше упасть, зато я буду знать, что теперь у меня есть этот опыт и не важно, положительный он или отрицательный.

Чужой успех мотивирует

Мне очень понравилась идея бизнес-тренингов для женщин, придуманная нашими соседями по площадке, Центром помощи многодетным семьям «МногоМама». Я с удовольствием пообщалась с участницами проекта «МногоМама Бизнес-инкубатор».

Первый тренинг по программе «МногоМама Бизнес-инкубатор»: главное – идея, идущая от сердца По атмосфере чувствовалось, что мои слушательницы – мамы, которые сидят с детьми или работают в офисах как обычные наёмные сотрудницы, – уже переросли свой нынешний образ жизни, что им хочется двигаться вперёд, но они не знают, как на это решиться. Они увидели, что перед ними стоит живой человек – обычный, не семи пядей во лбу, закончивший самый обыкновенный вуз, но у него есть цель и желание постоянно работать для достижения этой цели.

Подобные тренинги помогут обрести уверенность в себе, попасть в среду единомышленников. Уверена, что эта среда обязательно поможет, подтолкнёт к реализации своих идей. Найдутся и деньги на проект, и силы, и время. Когда ты берёшься за то, что тебя действительно увлекает, вкладываешь всего себя без остатка, зато и удовольствие получаешь огромное.

Елена Кожинова и Алина Контарева, президент Центра помощи многодетным семьям «МногоМама»

Многие приходят на тренинги просто насладиться чужой историей успеха, зарядиться ею, получить мотивацию. Каждый делает свои выводы. Кто-то решается открыть своё дело, кто-то подумает, что пока не готов к этому. На встрече меня спрашивали, как найти своё призвание, как понять, чем тебе хочется заниматься. Тут сложно дать какой-то рецепт. Человек сам должен это почувствовать.

У меня есть подруга, которая выращивает дома базилик. Она настолько этим увлеклась, что уже разработала дизайн упаковки и собирается делать сайт. Насколько это оправдано с финансовой точки зрения и как она будет зарабатывать на этом, это для неё сейчас вопрос вторичный. Важно только то, что она ловит кайф от того, что делает. Она знает про базилик всё, делиться этими знаниями доставляет ей огромное удовольствие, она готова заниматься базиликом 24/7. Мне кажется, её ждёт успех.